Почему ребенку нельзя говорить «нельзя»
Воспитание подрастающего поколения является сложной задачей для родителей, справиться с которой без конфликтов и последствий для обеих сторон могут далеко не все. Если раньше педагогика не акцентировала свое внимание на вред жестких ограничительных рамок, то сейчас популярны другие теории, указывающие множество аргументов, почему ребенку нельзя говорить «нельзя». Однако многие молодые родители понимают такие советы по-своему, склоняясь к вседозволенности. Это не является правильной линией поведения и так же может навредить ребенку.
Вред от постоянных запретов
Вопрос допустимости слова «нельзя» для ограничения детей уже на протяжении многих лет вызывает споры в среде специалистов. Психологи, а также родители, которые являются противниками строгих рамок, говорят о таких причинах, почему ребенку нельзя говорить нельзя:
- часто употребление запрета приводит к нарушению процессов развития личности – у ребенка не формируется интерес к познанию окружающего мира, он растет пассивным и апатичным;
- у ребенка наблюдается дефицит эмоций;
- возрастает риски вырасти в человека с заниженной самооценкой;
- повышается нацеленность на конфронтацию со всем миром.
При частом, регулярном употреблении слова «нельзя» результат воспитания будет не самым лучшим. Перегибы в любой сфере не будут полезными. Однако и полная вседозволенность считается крайностью, которую следует избегать. Не стоит жить в режиме постоянных развлечений, желательно избегать постоянной опеки и отсутствия самостоятельности у малыша.
Правильное применение
Система запретов нужна не столько малышу, сколько его родителям. И здесь важно понимать не только, почему ребенку нельзя говорить нельзя, но как лучше поступить в такой ситуации.
На самом деле применение запрета «нельзя» является определенной наукой. Оно допустимо при соблюдении ряда правил:
- Использовать только для значимых ситуаций, связанных с опасностью для жизни и здоровья, нарушением развития малыша и норм общества.
- Всегда объяснять причину запрета.
- Число «нельзя» должно быть четко ограничено по частоте употребления.
- Всегда надо учитывать возраст ребенка и потребность в самостоятельности.
- Родители и другие родственники должны следовать общей линии поведения в системе «разрешено-запрещено».
Целесообразно всегда предлагать малышу допустимую альтернативу поведения.